Автомобили, самолеты и поезда входят в тройку наиболее популярных видов транспорта для путешествий за границу среди россиян. Но если с воздушным и железнодорожным транспортом достаточно загранпаспорта и визы, то поездка на автомобиле создает дополнительные трудности. Поскольку не во всех странах мира признаются российские водительские удостоверения, узнаем, в каких странах действуют российские водительские права и что может их заменить.
Признаются ли российские права за границей
Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, требуют от иностранцев наличия международных водительских прав.
ГИБДД в России выдает оба вида этих прав. Национальные права нового образца, выдаваемые в России с 2011 года, признаются всеми членами Венской конвенции, а потому не требуют оформления других документов. Для посещения на автомобиле территории стран-подписантов Женевской конвенции потребуется международное водительское удостоверения (МВУ). Порядок его выдачи описан в разделе III Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014.
Страны, где действуют национальные российские права
Российских водителей должно радовать, что большинство стран мира являются членами как раз Венской конвенции. В Европе, например, лишь несколько стран не подписали или не ратифицировали этот документ, поэтому путешествия по ЕС с российскими правами – не проблема. Перечень признающих российские права стран гораздо шире – ниже указаны все государства, где россияне с национальным водительским удостоверением могут садиться за руль авто.
Стоит отметить, что возможность пользоваться российскими национальными правами имеют лишь те россияне, которые получили удостоверение нового образца, выданное после 1 марта 2011 года. Права старого образца хоть и действительны, но из-за отсутствия транслитерации на латинице не признаются на территории иностранных государств.
Национальные права позволяют управлять автомобилем только в случае краткосрочных визитов – в период от 3 до 12 месяцев с момента въезда в ту или иную страну.
Затем местные требования обязывают получить права местного образца, поскольку такие водители рассматриваются государством как местные временные или постоянные жители.
Кроме этого, даже в стране-участнице Венской конвенции может потребоваться МВУ, например, при аренде автомобиля. Рассмотрим детальнее, что собой представляет водительское удостоверение международного образца.
МВУ: что это и где требуется
Международное водительское удостоверение – документ, выдаваемый ГИБДД как дополнение к национальным правам. Поэтому в странах Женевской конвенции МВУ будет недействительным без прав национального образца – они предъявляются вместе. С оформлением международных прав проблем нет: они выдаются водителю в день обращения без дополнительной сдачи экзамена. Потребуется лишь оплатить госпошлину в размере 1,6 тысячи рублей, представить сотруднику национальные права, заявление, фото и паспорт. Форма удостоверения утверждена Приложением № 1 к Приказу МВД № 206 от 18.04.2011. С образцом МВУ можно ознакомиться ниже.
Обложка
Лицевая страница второго листа
Лицевая страница третьего листа
Внутренняя страница первого листа
Внутренняя страница второго листа
Внутренняя страница третьего листа
Необходимость в МВУ возникает при перемещении по территории стран Женевской конвенции. Международное водительское удостоверение для выезда за границу не требуется, однако оно понадобится при перемещении по Австралии, Алжиру, Аргентине, Бангладешу, Малайзии, Мали, Мальте и множеству других стран, не подписавших или не ратифицировавших Венскую конвенцию.
Как показывает практика, не всегда МВУ будут обязательны. По словам туристов и по информации Консульского департамента МИД РФ, многие страны Женевской конвенции весьма лояльно относятся к национальным правам. Главное условие – наличие латинской транслитерации. Однако не рекомендуется рисковать и ездить по указанным странам без международных прав – это чревато наложением на водителя штрафов и прочими неприятностями.
МВУ для проката автомобилей
Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.
Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.
Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2024 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2024 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.
Рекомендации и отзывы опытных путешественников
Сергей К.
Если вы планируете брать авто в аренду, позаботьтесь о получении МВУ задолго до самой поездки. Тем более, если за границей вы бываете часто. Дело в том, что недавно в прокатной компании «GoldCar» в Италии со мной произошел инцидент: сотрудник отказался давать автомобиль по причине того, что МВУ были оформлены непосредственно перед выездом. В условиях аренды значился пункт: «Клиент обязан иметь при себе действующие водительские права, выданные минимум за год до заключения договора на аренду». Пришлось искать другую прокатную компанию.
Андрей Ч.
Не забывайте, что международные права действительны всего три года с момента выдачи. Однажды позабыв об этом и отправившись в длительную командировку в Индию на восемь месяцев, я вдруг обнаружил факт истечения срока действия МВУ уже через 30 дней. Как бы это ни было некомфортно, но на протяжении всей командировки мне пришлось позабыть про аренду авто и пользоваться «прекрасным» индийским общественным транспортом. Не повторяйте моих ошибок!
Александр К.
Заключение
Несколько основных выводов, о которых всегда стоит помнить читателям:
- большинство стран Европы и ближнего зарубежья — члены Венской конвенции о дорожном движении, поэтому в них признаются национальные водительские права, в том числе выданные в России;
- международные права все равно могут потребоваться – для аренды автомобиля или на случай ДТП для получения страховых выплат;
- страны, которые не являются членами Венской конвенции, требуют МВУ даже при движении на собственном автомобиле;
- в любом случае, в какую бы страну вы ни отправлялись на автомобиле, рекомендуем оформить права международного образца и всегда возить их с собой.