X

Как открыть банковский счет в России для зарубежной компании

Юридические лица, как и физические, могут являться нерезидентами РФ. К их числу относятся зарубежные организации, которые созданы и находятся за пределами страны, но чьи филиалы и представительства могут вести свою деятельность в любом регионе России. Чтобы иметь возможность работать на территории РФ, требуется зарегистрироваться в налоговых органах и открыть счет в банке для иностранной компании.

Для чего нужен счет иностранной компании

Для совершения финансовых операций необходимы счета, которые именуются расчетными. Это любые счета, кроме кредитных и депозитных. Вся текущая финансовая деятельность организации производится с их помощью. Порядок и правила проведения такой процедуры для зарубежной организации изложены в Инструкции № 93 ЦБ РФ.

Типы счетов для юридических лиц-нерезидентов

Правомочием на открытие счетов для иностранных фирм обладают финансовые учреждения, которые лицензированы на проведение операций с иностранной валютой. В  2024 году практически в каждом банке присутствует такая возможность, поэтому выбор кредитора зависит от предпочтений клиента. Все счета, открываемые для иностранных компаний, классифицируются в зависимости от предназначения.

Текущий или тип Т

Это рублевые счета, которые открываются для обслуживания сделок по экспорту и импорту, проводимых зарубежными клиентами, а также для обслуживания филиалов и представительств фирмы, работающих на территории России.

Ключевая функция счета – обеспечение основной деятельности предприятия.

На текущие счета могут быть зачислены:

  • плата за товары, завезенные в Российскую Федерацию;
  • заимствованные средства, полученные собственником р/с;
  • кредитные платежи;
  • средства, вырученные за продажу ценных бумаг;
  • средства, переводимые со счета типа И, открытого на имя того же собственника;
  • выручка в рублях от реализации иностранной валюты в пределах РФ.

Со счета могут быть перечислены:

  • плата резидентам за привезенные в Россию товары;
  • переводы по депозитным операциям, включая оплату депозитных сертификатов и облигаций;
  • переводы резидентам, не участвующим в торговле (налоги, коммунальные услуги и т. д.);
  • иные виды переводов, указанные в инструкции Центробанка.

Собственники текущих счетов вправе использовать их для оплаты трудовой деятельности своих сотрудников, на выдачу командировочных расходов и проведение иных мелких срочных переводов.

Допускается не только безналичный перевод средств, но и снятие денежной наличности.

Раз в число возможных платежей входит расчет за ценные бумаги, можно ответить на еще один актуальный вопрос – вправе ли банк выдавать депозитный сертификат иностранным юридическим лицам. Да, такие правомочия у финансовых учреждений имеются. Эта процедура не запрещена, как и продажа облигаций и других ценных бумаг.

Инвестиционный или тип И

Необходим для осуществления инвестиционной деятельности. На такой счет запрещено зачисление заимствованных средств, проведение с него оплаты банковских сертификатов и облигаций, включая государственные ценные бумаги. Выдать с него кредит также не получится. На имя одного клиента может быть открыт только один инвестиционный счет.

На р/с типа И могут поступать:

  • выручка в рублях от реализации иностранной валюты в России;
  • дивиденды и проценты по ценным бумагам;
  • суммы, полученные после продажи акций и долей участия.

Возможные отчисления:

  • за покупку иностранной валюты в РФ;
  • за приобретение приватизируемых предприятий и приватизационных чеков;
  • выплата комиссионного вознаграждения кредитору.

Денежные средства, поступившие сюда, не могут быть перемещены на иные рублевые счета, в том числе текущие.

Перевод зарубежными компаниями со счетов И купленной в РФ иностранной валюты производится без ограничений.

Конвертируемый или тип К

Этот р/с предназначен для расчетов в рублях. С его помощью удастся:

  • рассчитаться за проданную иностранную валюту;
  • произвести оплату за реализованные резидентам товары и услуги;
  • снять денежную наличность для выдачи в качестве зарплаты сотрудникам;
  • купить инвалюту на внутреннем валютном рынке России.

Конвертируемых счетов, открытых в банке на имя одного держателя, может быть множество.

Их количество не ограничивается.

Специальные счета для зарубежных компаний

Крупная организация предполагает наличие больших финансовых потоков, управлять которыми при наличии одного счета весьма затруднительно. Для нормального функционирования бизнеса допускается открытие спецсчетов, которые классифицируются в зависимости от их предназначения.

Выделяют следующие виды специальных счетов:

  1. Тип С (код 014). Открывается для приобретения у резидентов и продажи им облигаций, выпускаемых от имени Российской Федерации.
  2. Тип А (код 15). Его назначение – расчеты с резидентами по операциям, связанным с покупкой акций и инвестиционных паев соответствующих паевых фондов.
  3. Тип О (код 16). Нужен для осуществления расчетов по ценным бумагам, выпущенным от имени РФ. Исключением являются облигации – за эти ценные бумаги расчет с такого счета невозможен.
  4. Тип В1 (код 17). Р/с предназначен для получения заемных денежных средств от резидентов, рублевой валюты от резидентов по операциям, связанным с выпуском таких ценных бумаг, как акции и облигации, а также за выдачу векселей.
  5. Тип В2 (код 18). С этого счета держатель выдает займы резидентам, покупает и продает внутренние неэмиссионные ценные бумаги или права, удостоверяемые ими. Это не касается сделок по векселям.

Все зачисления и списания должны совершаться согласно нормам валютного законодательства страны.

Следует учесть, что назначение перевода должно соответствовать виду открытого счета, иначе банк имеет право отказать в осуществлении платежа.

Другим поводом для отказа в переводе может стать неправильно сформированный платежный документ. Число открытых спецсчетов на имя иностранного держателя не ограничивается.

Как открывается счет

Открытие счета иностранной компании в российском банке происходит в следующем порядке:

  1. Выбор подходящего финансового учреждения. Первое, что оценивает будущий клиент – это тарифы, предлагаемые каждым банком. Кроме того, необходимо выяснить:
    • плату за операцию открытия счета;
    • стоимость последующего обслуживания р/с;
    • наличие и размер возможных комиссий – например, за перечисление или снятие денежных средств;
    • возможность участия нерезидентов в выгодных программах, предлагаемых юридическим лицам.
  2. Сбор комплекта документации.
  3. Нотариальное удостоверение документов (если это требуется).
  4. Оформление договора с банком. С соглашением рекомендуется ознакомиться заранее, чтобы проверить его на наличие всех обязательных пунктов. Договор должен содержать:
    • полное наименование юрлица;
    • сведения о его государственной регистрации;
    • юридический адрес фирмы;
    • разрешение на осуществление лицензируемых видов деятельности;
    • сведения об уплате уставного капитала;
    • контактную информацию.
  5. Уведомление налогового органа об открытии р/с. Это необходимо сделать в течение месяца.

Комплект документации

Для открытия р/с потребуются следующие документы:

  1. Ксерокопия свидетельства о постановке компании на учет в российскими налоговиками.
  2. Протокол, решение или иные бумаги, подтверждающие назначение действующих руководителей предприятия на должности.
  3. Карточка с образцами подписей лиц, которые уполномочены подписывать документы при совершении сделок от имени компании. Она заверяется у нотариуса. Также потребуется распорядительный акт или доверенность на основании которых указанные лица могут действовать.
  4. Ксерокопии легализованных в консульстве бумаг, свидетельствующих о правовом статусе юрлица, присвоенном на территории иностранного государства. Иными словами, это бумаги, свидетельствующие о прохождении государственной регистрации фирмы на родине. Ими могут быть:
    • учредительные бумаги;
    • сертификат об инкорпорации;
    • выписки из торгового или банковского реестра.
  5. При заведении счета через представителя предъявляется доверенность на возможность открытия и распоряжения счетом. Если документ выдается в России, он удостоверяется нотариально. Второй способ заверения – обращение в посольство иностранного государства в РФ. Доверенность, составленная на иностранном языке, требует наличия заверенного перевода. Если доверенность оформляется на территории нерезидента, она легализуется в посольстве либо к ней прилагается апостиль.
  6. Ксерокопии паспортов лиц, которые значатся в карточке, а также доверенных лиц.
  7. Ксерокопия разрешения Национального банка государства, в которой зарегистрировано зарубежное предприятие.
  8. Заявление на открытие р/с.
  9. Анкета будущих клиентов, в которую вносятся не только сведения о владельце, но и о всех задействованных в операции уполномоченных и доверенных лицах.

Требования к пакету документов

Документы должны соответствовать следующим требованиям:

  • Бумаги, полностью или частично составленные на иностранном языке, должны сопровождаться нотариально заверенным переводом.
  • Вся официальная документация, свидетельствующая о правовом статусе зарубежной фирмы, подлежит легализации.
  • Доверенность, полученная в РФ, заверяется нотариально. Доверенность, оформленная за границей, также должна быть легализована.
  • Нотариальной визы требует и карточка с образцами подписей. Ее удостоверение не понадобится, если лица, указанные в ней, будут находиться в банке в момент заведения р/с.
  • Предоставленные копии могут быть заверены как нотариально, так и банковским работником, который их принял.

Отдельного внимания требует вопрос о легализации документов. Эта процедура необходима для принятия комплекта бумаг финансовым учреждением. Занимается этим консульство России за рубежом или посольство иностранного государства в РФ. Легализации подлежат:

  • Все бумаги, полученные от органов или должностных лиц, имеющих отношение к юрисдикции страны.
  • Любая административная документация.
  • Нормативные акты.
  • Официальные отметки – например, о регистрации, визовые штампы.

Однако существуют исключения, при которых легализация не требуется. Это касается бумаг, которые оформлены:

  • в странах, участвующих в Гаагской конвенции, если на документе или его копии имеется апостиль;
  • в государствах, которые являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по семейным, гражданским и уголовным делопроизводствам.

Апостиль – это заверение документации в соответствии с Гаагской конвенцией. Проставлением апостиля занимается государственный орган страны, где оформлялась документация. Преимущество апостилирования состоит в том, что такая процедура происходит быстрее и проще, чем при обращении в консульство.

Однако не все государства участвовали в подписании Гаагской конвенцией, поэтому не каждый нерезидент может использовать апостилирование. Таких держав всего 70, включая Российскую Федерацию.

Счет для представительств и филиалов

Открытие счета нерезиденту-юридическому лицу для его филиальных подразделений предусматривает предоставление дополнительных документов:

  • Ксерокопии легализованного положения об отдельном структурном подразделении.
  • Ксерокопии доверенности на полномочия по открытию счета.
  • Ксерокопии свидетельства на внесение записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов иностранных организаций или в такой же реестр для представительств.

Уведомление об открытии счета

Зарубежная фирма должна стать на учет в российских налоговых органах после открытия первого счета. Однако в дальнейшем иностранная компания может завести другие р/с.

Если же резидент РФ открывает счет за границей, он обязан уведомить налоговиков о совершенной операции. Допускается открытие неограниченного числа счетов в иностранных финансовых учреждениях, но о каждом из них налогоплательщик обязан сообщить в свою налоговую инспекцию.

Уведомление направляется не позднее чем через месяц со дня открытия, закрытия или изменения реквизитов счета.

За несоблюдение сроков грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере 1000-2000 рублей.

Для этого документа предусмотрен определенный формат. Подать уведомление об открытии счета в иностранном банке можно через инспектора и почтовым отправлением.

О сроках и стоимости

В каждом банке предусмотрен определенный срок для открытия счета иностранной фирме. В среднем используется 2-5 рабочих дней.

Стоимость услуги в разных финансовых учреждениях также отличается. Кроме расходов, связанных с непосредственным открытием р/с, следует учесть затраты на нотариальное заверение, легализацию и перевод документов.

Когда банк может отказать

Любой банк, обладающий лицензией на проведение операций с иностранной валютой, обязан открыть счет иностранной фирме по ее ходатайству. Единственной обоснованной причиной отказа может служить неполный или некорректно сформированный комплект предоставляемых бумаг. В этом случае клиенту необходимо уточнить, каких документов не хватает или какие ошибки допущены, и повторно обратиться в банк после устранения недочетов.

Выводы

Для нормального функционирования иностранной компании на российском рынке потребуется не только ее постановка на учет в налоговом органе страны, но и открытие банковского счета в российском финансовом учреждении. Порядок открытия р/с несложен. Время займет лишь сбор необходимой документации. Главным требованием к предоставляемым документам является их легализация. Кроме этого, все бумаги, составленные на иностранном языке, должны быть переведены и заверены нотариально.